воскресенье, 1 декабря 2013 г.

НАТАЛЬЕ ГОРБАНЕВСКОЙ

Здравствуйте, Наталья...
...и я лезу в интернет узнать отчество...
                                                                   ....Евгеньевна!
В одной из рассылок увидел Ваш адрес.
Простите за нескромность, давно хотелось поделиться.
Этот сценарий написан по мотивам 68 года. Минувшим летом была уже 45 годовщина.
Я благодарю Вас, Наталья...
...я решил, все же, уточнить отчество, ошибиться нельзя.
А в первой полосе новостей статья "В Париже умерла Наталья Горбаневская"

Вчера!
Не успел.
NB.


ТАНК

Оригинальный сценарий анимационного фильма
 
НАТ. ПРАГА - КАРЛОВ МОСТ – ДЕНЬ

Репортажная съемка на бытовую камеру, субъективно. Кишащий туристами Карлов мост, начало, у Старомистской площади. Деховка – чешский духовой оркестрик – лабает народный танец Veselkа. Симпатичная Златка ЗЛАТКА с милым акцентом рассказывает Туристу.

ЗЛАТКА
(ремарка)
Это Карлов мост, он ведет со Старомистской площади на Градчаны…

За ее спиной, прислонясь к перилам моста, стоит пожилой бродяга и крутит радиоприемник, перескакивает с волны на волну, слышится треск, обрывки музыки и новостийных репортажей. Бродяга время от времени подносит приемник к уху и что-то бормочет. Рядом на мостовой несколько пухлых мешков, доверху забитых шмотками – его скарб.

ТУРИСТ
(за кадром)
Живописный персонаж…

Бродяга пристально глядит в камеру.

 ТУРИСТ
(за кадром, Златке)
Встань перед ним, говори со мной, пусть думает, что я тебя снимаю.

Златка снова появляется в кадре, говорит с акцентом.

ЗЛАТКА
Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик погулять…

Камера подвигается на бродягу, тот возится с приемником.

 ЗЛАТКА
(за кадром)
в лесу родилась елочка, в лесу она росла, однажды в студеную зимнюю пору, ой, мороз-мороз, не морозь меня…

Звонит мобильный телефон мелодией советского гимна. Камера перебрасывается с бродяги на Златку, она достает из кармана трубку.

ТУРИСТ
(за кадром)
Ого, какие песни!

ЗЛАТКА
(улыбаясь)
Готовилась к встрече.

Нажимает на трубке кнопку, мелодия гимна обрывается. Златка говорит в трубку.

ЗЛАТКА
 (по-чешски)
Привет, мама. Да, встретила, прогуливаемся от Вацлавака до Карлова, идем на Градчаны. Поужинаем в кафе, не беспокойся.

ТУРИСТ
(за кадром)
Пусть беспокоится, ты в опасности.

И вдруг из приемника бродяги грянул только что звучавший гимн. Камера перебрасывается на бродягу, тот, беззубо улыбается в камеру и пританцовывает.

ЗЛАТКА
(за кадром)
Ну, видишь, встречают, как президента в аэропорту. Закрывай глаза, пойдем.

ТУРИСТ
(за кадром)
А зачем глаза закрывать?

ЗЛАТКА
Когда впервые идешь по Карлову - закрой глаза и загадай желание. Здесь раньше возили на казнь приговоренных с повязками на глазах. С тех пор традиция. Давай руку!

Бродяга машет рукой и делает «зиг хайль», камера дергается и снимает в смазке, куда рука поведет. Звучит из приемника сегодняшний гимн России, идут титры фильма. Мелькают скульптуры у перил, уступающие дорогу встречные туристы, мостовая с множеством ног, торговцы, музыканты – все, что успевает зацепить на камеру Турист с закрытыми глазами идущий по Карлову мосту.

ТИТР НАЗВАНИЯ ФИЛЬМА:
ТАНК

Гимн заканчивается, мост пройден. Снова в кадре появляется Златка.

ЗЛАТКА
Ну вот, прошли, открывай глаза.

Перед ними у киоска с информацией, путеводителями и картами стойка с открытками. Рука Туриста перебирает открытки, показывая их в объектив: башня с часами на Старомистской площади, собор св.Витта, Злата улочка, дом Кафки и др. Рука берет следующую открытку, детский рисунок: зеленый танк с красной звездой на башне едет по Карлову мосту.

ЗЛАТКА
Это нарисовал чешский школьник в августе 68го – знаменитый рисунок.

Рисунок на открытке укрупняется и оживает, слышится тарахтение и рев танкового мотора. По фону проносится только что снятый на камеру проход по мосту в быстрой обратной перемотке, будто танк едет задним ходом, замирает на том месте, где нарисован чешским школьником.

Звучит треск радиоприемника и тарахтенье танкового мотора. Карандашный контур танка заливается защитно-зеленой краской, звезда на башне делается ярче, становится алой.

Из приемника слышится резкое гавканье немецкой речи – ораторские вопли Адольфа Гитлера и рев торжествующей толпы, переходящие в пафосное начало «5-й симфонии» Бетховена. Танк вздрагивает и медленно разворачивается.

Скачок радиоволны, вступает трехдольная хоровая «Священная война».

ПЕСНЯ
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною
С проклятою ордой!

Колеса танка крутятся, скрипят траки, из пушки вырывается огонь и дым. По фону несутся документальные кадры битвы за Берлин – взятие Рейхстага, падение фашистского флага.

Скачок радиоволны, звучит марш «Прощание Славянки» и победная речь Иосифа Сталина. На фоне залпы салюта в Москве и июньский парад 45-го года с Жуковым на белом коне и бросанием фашистских знамен и штандартов в кучу перед мавзолеем. Перед храмом Василия Блаженного на Лобном месте выстроен постамент, перед которым натянута ленточка. Танк проезжает, разворачивается и движется к постаменту, приближается к ленточке.

Скачок радиоволны, звучит медленное ритмичное вступление Чардаша Монти. Танк притормаживает, будто задумывается, мотор начинает сильно рычать, настороженно поворачивается башня, Танк медленно разворачивается, и с началом темы мчит с Красной площади. По фону мелькают типографские барабаны с первыми полосами газет: «Венгрия – 1956», «Будапешт», слышатся голоса дикторов на разных языках, выступления глав правительств. Чардаш нарастает, из глубины по фону наплывают открытки с видами Карпат, Будапешта, хроника с танцующими мадьярами. Танк несется по улице Будапешта, перегороженной баррикадой из винных бочек, на полном ходу врезается в баррикаду, его окатывает багровой винной волной, заливающей весь кадр. Волна стекает, танк покачивается, будто пьяно пританцовывает под скрипичное allegro Чардаша Монти.

Скачок радиоволны, вступает чешская Veselkа. Танк, пьяно покачиваясь, разворачивается и мчит, разбрызгивая гусеницами красные винные лужи. По фону мелькают типографские барабаны с первыми полосами газет: «Чехословакия – 1968», «Прага», «Дубчек», наплывают туристические открытки с видами Карловых Вар, Будуевиц, Чешского Крумлова, Праги. Танк несется через Старомистскую площадь к Карлову мосту, въезжает на мост, заглушает ревом мотора духовой оркестрик, играющий Veselku. Задевает стоящую у перил скульптуру святого Иоанна Непомука, скульптура, ломая перила, падает в реку Влтаву.

В кадре возникает карандаш, он неуверенным штрихом восстанавливает перила моста, скульптуру Непомука и фиксирует Танк в том положении, в каком нарисовал его пражский школьник в 68м году. По переднему плану несется черный дым. Слышится телефонный сигнал с мелодией гимна СССР. Танк рывком сдает назад, разворачивается. Перед ним на мосту в полыхающем костре беззвучно играет чешский оркестрик. От жара костра на броню Танка ложится сетка трещин, защитная краска начинает шелушиться. Танк съезжает с Карлова моста и оказывается на Красной площади.

Танк мчит к Лобному месту, где установлен постамент. На Лобном месте сгрудилась горстка людей, семь человек с транспарантами: «МЫ ТЕРЯЕМ ЛУЧШИХ ДРУЗЕЙ», «ПОЗОР ОККУПАНТАМ!», «ЗА ВАШУ И НАШУ СВОБОДУ». Среди семерых женщина с грудным ребенком, танк прет на постамент и вот-вот раздавит этих семерых, младенец широко открывает рот и заливается плачем. Танк рычит и движется на горстку людей с транспарантами.

Скачок радиоволны, из плача младенца выливается мелодия афганской зурны. Танк останавливается и задом скатывается с постамента в палящую зноем пустыню. Звучат вперемешку обрывки сообщений BBC и радио Свободы, напевный речитатив Иосифа Бродского.

БРОДСКИЙ
Заунывное пение славянина
вечером в Азии. Мерзнущая, сырая
человеческая свинина
лежит на полу караван-сарая.
Тлеет кизяк, ноги окоченели;
пахнет тряпьем, позабытой баней.
Сны одинаковы, как шинели.
Больше патронов, нежели воспоминаний,
и во рту от многих "ура" осадок.
Слава тем, кто, не поднимая взора,
шли в абортарий в шестидесятых,
спасая отечество от позора!

Танк медленно движется по песчаной пустыне, то здесь, то там мелькают обелиски с красными звездами и фотопортретами мальчишек с подписями «такой-то такой-то, погиб, исполняя интернациональный долг». На броне Танка проступают капли и стекают в песок. Краска пересыхает, трескается, шелушится. Далеко впереди виднеется оазис, Танк движется к нему, по пути сминая врытые в песок палки с табличками: ФЕРГАНА, КАРАБАХ, ГРУЗИЯ, АДЖАРИЯ, ОСЕТИЯ. С каждой, вминаемой в песок табличкой, Танк движется все тяжелее и тяжелее. Перед самым оазисом на врытой в песок палке табличка «ГРОЗНЫЙ». Танк упирается в нее и буксует, сдает назад, разгоняется, сминает и эту табличку.

Скачок радиоволны, звучит сегодняшний гимн России. Мираж оазиса сменяется рисованными контурами Красной площади. На брусчатку мостовой суховеем наносит песок из пустыни. Танк медленно движется к постаменту на Лобное место, где с прошлой сцены остался торчать один транспарант, но что на нем написано – не видно, транспарант обращен к нам тыльной стороной.

Танк тяжело, медленно въезжает на постамент и застывает перед транспарантом. Начинает идти дождь, смывая с брони шелушащуюся краску, так, что остается только зеленый контур Танка с красной звездой на башне. Но стекает краска и со звезды, алыми каплями, не растворяясь водой, заливает кумачом Лобное место, постамент, поднимается до гусениц. Теперь звезда белая, а на вымокшем транспаранте проступили задом наперед написанные слова «УДОБОВС УШАН И УШАВ АЗ».

Скачок радиоволны, гимн России обрывается. Снова звучит Veselka, рука Туриста держит открытку с рисунком чешского школьника. Кладет ее обратно в пачку туристических открыток. В кадре появляется лицо Златки.

ЗЛАТКА
Загадал желание?

ТУРИСТ
(за кадром)
Загадал. Теперь идем на казнь?

За спиной Златки снова показывается Бродяга с приемником.

ЗЛАТКА
Ну и шуточки у тебя!

Бродяга широко улыбается беззубым ртом, подносит приемник к уху, крутит колесико настройки, но никакой музыки, только радиопомехи.

Конец

Комментариев нет:

Отправить комментарий